Имя:
Email:
Сообщение:

В новом материале мы расскажем вам о местной кузнице молодых предпринимателей, единственной в своем роде бизнес-школе «Бисом». 

 

Предпринимательское сообщество республики остро нуждается во вливании свежей «крови», в людях, идущих в эту среду абсолютно осознанно, понимая все преимущества, которые им сулит данный вид деятельности. В специалистах, которые нацелены на успех и готовы сделать нашу республику лучше. Именно это стало основным импульсом к созданию такой школы при бизнес-сообществе Махачкалы. Еще ни одна образовательная площадка в республике не давала таких возможностей в бизнес-образовании, как это делается здесь. «Бисом» первое долгосрочное бизнес-образование в Дагестане. Чтобы убедиться в этом, читайте наше интервью с автором и руководителем проекта – Кариной Юсуповой.  

 

 

— Карина, расскажите нашим читателям, для чего было создано бизнес-сообщество города? 

— Бизнес-сообщество Махачкалы (далее БИСОМ) было создано сопредседателем Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при главе г. Махачкалы, его руководителем Пахрутдиновым Абдулхакимом Саидовичем. А толчком для этого послужили слова на тот момент главы республики Рамазана Абдулатипова о том, что у нас должно быть сообщество цивилизованных предпринимателей. Эта фраза очень сильно мотивировала Абдулхакима Саидовича, и он решил объединить всех бизнесменов, при том что со многими был знаком еще до основания сообщества. На сегодняшний день БИСОМ можно назвать крупным и достаточно успешным проектом. 

 

— А какова его основная функция? 

— БИСОМ стоит на трех китах: защита предпринимателей, банкинг и образование. Сообщество было создано в первую очередь в помощь самим предпринимателям, для того, чтобы совместными усилиями решать более глобальные вопросы. Общаясь с предпринимателями, Абдула Саидович обнаружил, что одна из острых проблем — это нехватка кадров. Многие предприниматели жаловались на то, что в городе мало квалифицированных специалистов и, как следствие, большая текучка персонала.

Все дело в том, что в Дагестане бизнес-образование только развивается, и если говорить о студентах, то молодежь у нас талантливая. Однако в реальности все они сталкиваются с серьезным барьером на пути к началу профессиональной деятельности — выпускников и учащихся зачастую не берут на желаемую должность в связи с отсутствием опыта. Да, у них красные дипломы. Да, за спиной рефераты, участие в конференциях, общественная деятельность. Но хорошему «поставленному» бизнесу такие молодые люди мало чем могут быть полезны, их нужно обучать. Кроме того, прослеживается такая тенденция, что обучая определенный период своих сотрудников, работодатель сталкивается с ситуацией, когда его уже обученный и «натасканный» навыками работник уходит и открывает свое дело. Дагестан полон горячих и предприимчивых людей, поэтому здесь такая история является острой проблемой. Все хотят расти, а найм опытных профессионалов – дорогое удовольствие. Все эти причины привели к выводу о том, что нужно заполнить образовавшийся пробел между теорией и практикой.

 

 

— Это и стало главной предпосылкой создания бизнес-школы под крылом БИСОМа?

— Совершенно верно. Продолжение эта идея получила благодаря нашему знакомству с Абдулой Саидовичем. У него была цель решения сложившейся проблемы, а у меня идея для ее решения. Дело в том, что у меня есть педагогический опыт, по первой специальности я учитель иностранных языков. Проработав какое-то время педагогом и классным руководителем в частной школе, я начала понимать всю масштабность проблемы современного образования. А именно тот факт, что нынешняя молодежь — другая, и все, что было построено годами методикой образования в СССР, совершенно не подходит новому поколению. Этот подход загоняет учащихся в рамки, не учит плюрализму подходов и проявлению себя. Мы ведь даже не разрешаем ребенку высказать свое мнение на уроке, дабы не отвлекать остальных, потому что не хватает времени, чтобы успеть пройти все по программе. Все это наводило меня на различные мысли и идеи.

Я окончила Международную школу бизнеса MBA в ДГУНХ. В моей группе все так или иначе имели отношение к бизнесу, а у меня не было даже площадки для внедрения навыков, полученных за этот год обучения. Поэтому при выборе темы дипломной работы я остановилась на сфере образования и решила развить ее. Это была работа по стратегии развития бизнес-школы. По моим первоначальным идеям она включала в себя программу не только для взрослых, но и для подростков. На тот момент у меня не было никаких ресурсов, и я понятия не имела, каким образом смогу это реализовать. Но вот, так случилось, что обо мне и моем проекте рассказали Абдуле Саидовичу, после чего мы встретились, обсудили и поняли, что у нас абсолютно одинаковое видение и что нам надо создавать школу.

 

 

Есть две цели, которые преследует бизнес-школа: 1. Помочь талантливой молодежи развиваться в необычном формате, с дальнейшим трудоустройством, чтобы за время обучения в классических вузах они получали то, что поможет им не терять время, обивая пороги всевозможных организаций, и получать опыт на более низких должностях. 2. Пополнить само бизнес-сообщество молодыми бизнесменами. Таким образом, мы обучаем управлению бизнесом, готовим владельцев и исполнительных директоров, с дальнейшим расширением бизнес-сообщества. Абдула Саидович очень часто говорит: «Я хочу свежей крови в БИСОМ». (смеется) 

Мне очень повезло, что я встретила этого человека, потому как у него были ресурсы, а у меня идея для реализации. Помню, когда писала дипломную, горела этой идеей, но одновременно и страдала от мысли о том, что же я с этим буду делать. Когда мы читаем истории успешных людей, они всегда говорят, что главное знать, чего ты хочешь. И я стопроцентно подтверждаю это! (улыбается) Это не ерунда. Нужно знать, чего хочешь, верить в это, и оно случается.

 

 

— Давайте подробнее поговорим о самом курсе в Школе бизнеса. Что он в себя включает, как проходят занятия, кто их ведет?

— Во-первых, я хочу сказать, что это первое долгосрочное бизнес-образование для молодежи в Дагестане. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что проводится очень много тренингов, мастер-классов, двухнедельных курсов, тогда как наш курс длится в общем около девяти месяцев. По факту это полный учебный год. Мы учитываем график самих студентов, праздники, сессию, защиту курсовых и дипломных работ и даже тот факт, что они отдыхают летом. А во-вторых, мы гарантируем 100% трудоустройство нашим слушателям и поддержку в развитии бизнес-идей.

Составить учебную программу нам помогла автор Международной школы бизнеса при ДГУНХ Елена Шульгина, бизнес-консультант, бизнес-тренер и коуч для топ-менеджмента, преподаватель ведущих бизнес-школ России по программам МВА с 15-летним практическим опытом управления собственными бизнесом. В том числе тестирование, с помощью которого мы отбираем слушателей, и программа для каждого модуля разрабатываются методистами ее команды, и мы получаем материалы, которые реализуют наши дагестанские тренеры, разбавляя своим практическим опытом и примерами.

Хочется сказать, что мы осознанно сделали акцент на том, что преподаватели должны быть именно местными. Потому что бизнес в Дагестане очень специфичный и конкурентоспособный. У нас люди с горячим нравом, амбициозные, предприимчивые, хваткие, талантливые, идейные, и рассказать об этом может только тот, кто в этом «варится». В той Международной школе бизнеса, в которой училась я, все бизнес-тренеры были приезжими, и только сейчас, спустя время, они понимают нашу ситуацию. (смеется) Но все-таки это не сравнимо, потому что не все, что работает в мире, работает в Дагестане. Конечно, такие специалисты дают инструменты, но на практике ты сталкиваешься с тем, что они не всегда применимы в местных условиях.

 

 

Наш курс состоит из трех блоков, первый направлен на развитие личностных качеств, он более теоритический, чтобы ребята для начала поняли, зачем они здесь, что им нужно, и настроились.
В этот блок входят такие предметы, как лидерство, командообразование, эмоциональный интеллект, успешное построение карьеры. В нем ребята немного раскачивались для восприятия основной информации, у них появилась осознанность, а в сентябре мы приступили ко второму блоку. Второй блок специализирован на бизнесе — это стратегии, бизнес-план, маркетинг, продажи и т.д. После чего нас ждет третий блок, который содержит обучение именно навыкам руководителя и проектной деятельности.

Такого рода занятия отличаются еще и тем, что студентам даются кейсы, для которых нет правильного решения. Есть ситуация для команды, и чем больше вариантов, тем успешнее проект. Если говорить о цели, то мы хотим выпустить ребят, которые способны действовать в условиях изменений так, чтобы они максимально вариативно могли реагировать на вызовы в динамичном мире. В 21 веке все обстоит одним образом, а завтра будет совсем по-другому, и хороший предприниматель — это тот, кто сумеет быстро подстроиться и реагировать в условиях неопределенности, эмоционально устойчивый, готовый действовать и нацеленный на успешный результат. Я думаю, что это самое главное, что мы хотим в них развить.

На данный момент идет модуль «Маркетинг», который ведет Арсен Акавов, у него как раз есть уникальная способность говорить со студентами простым языком, подавать материал с хорошим чувством юмора. Ребятам это очень интересно. Именно поэтому мы тщательно подходим к подбору преподавателей. Это люди, имеющие опыт проведения тренингов и практические навыки в бизнесе, — управленцы, директора, маркетологи, финансисты и так далее.  

 

 

— Есть люди с уже готовой идеей для бизнеса, а есть и те, кто просто чувствует предрасположенность к предпринимательству, но идей не имеет. Есть ли место таким слушателям в вашей школе? Кто может стать вашим студентом?

— Мы отбирали слушателей путем тестирования, о котором я говорила ранее. Его нам разрабатывали под руководством Шульгиной не только методологи, но и психологи. Этот тест нацелен на выявление потенциальных характеристик, то есть готовиться к нему невозможно и бессмысленно. Он раскроет все, что в вас есть, и покажет весь ваш потенциал – предпринимательские навыки, лидерство, исполнительность и прочее. На самом деле не все могут быть лидерами, вдохновлять и вести команду. Но все-таки в Дагестане много лидеров, а вот с командностью у нас слабовато. (улыбается)

Миру нужны и хорошие исполнители, этот навык важен так же, как и логика, аналитическое мышление и умение работать в команде. Поэтому те ребята, которые набирают достаточное количество баллов по тесту, приходят и развиваются в определенном направлении, в котором сами себя видят. Если человек не имеет конкретного видения или соображений, то он может выбрать сферу, интересующую его больше, чем остальные – ресторанный бизнес, образование, IT, все что угодно.

Конечно, мы ограничиваем аудиторию слушателей. Если конкретизировать, то ими могут стать бакалавры или магистры, которые либо учатся в университете на данный момент, либо окончили его не больше двух-трех лет назад. Сейчас у нас учатся нынешние студенты и один такой выпускник, который ищет себя. Как получится в следующем наборе слушателей, покажет время. Самое главное, что это не готовые предприниматели с функционирующим бизнесом. Это те, кто только хочет начать, не имеет опыта и нуждается в поддержке.

Есть такое мнение, что талантливых людей надо продвигать, бездарности и сами пройдут. (смеется) Я с этим согласна. Сегодня большая часть студентов и их родители привыкли платить за оценки, а не за то, что они получили в образовательном учреждении. Для нас же крайне важно, чтобы слушатели были внемлющими, идейными и креативными. Это пожалуй основной критерий, по которому мы их отбираем.

 

 

— Когда планируется новый набор слушателей? Что конкретно получает слушатель бизнес-школы, выпускаясь?

— Сейчас у нас работает первый, можно сказать, пилотный, экспериментальный поток студентов. Мы ведь не знали, как и чем обернется такое долгосрочное образование, потому все расходы, предоставление ресурсов и материальной базы для нашей школы полностью взяло на себя бизнес-сообщество в лице Абдулы Саидовича. Конечно, как бы это ни казалось меркантильным, но это насущный вопрос, и нужно признать, что то, что дается людям даром, не всегда ценится. Чувство ответственности слушателей растет, когда они платят за образовательный процесс.

Именно поэтому мы намерены делать следующий поток платным. Причем та сумма, которую мы планируем заявить, очень демократична для образования такого качества и уровня. Но все же мы учли, что наша аудитория — это студенты, и не хочется их отпугивать. Оплата за учебу служит для нас некой гарантией посещения занятий. Мы в свою очередь рассчитываем закупку необходимых материалов, кофе-брейки, какие-то мероприятия, и когда человек приходит по настроению, это очень сбивает с толку.

Кроме того, мы планируем открываться на экономическом факультете ДГУ, так что можно сказать, что мы выходим на более серьезный уровень. На нашей странице в инстаграме можно найти объявление о наборе в школу с конкретными датами. Информация открыта для студентов всех вузов республики.

Что касается финальных проектов и выпуска, сейчас мы как раз обдумываем завершение курса. Дело в том, что у нас есть часть ребят с конкретными идеями. Их научат писать бизнес-план, и возможно, они будут презентовать свои дипломные проекты в БИСОМ. В таком случае, если все получится, мы будем трудоустраивать их в качестве руководителей на площадках членов сообщества. Этим летом мы уже провели первый опыт такой стажировки, по результатам которой трудоустроились четыре человека. Я, конечно, сказала им, чтобы они не подводили нас и работали хорошо! (улыбается)

 

 

— Карина, какие вы можете выделить тенденции предпринимательства в Дагестане? И каким бы хотелось его видеть вам, как человеку, непосредственно работающему над будущим?

— Сегодня я вижу, что местный бизнес переходит на новый, более высокий уровень. Руководители стараются сделать свой бизнес максимально прозрачным, и это хорошо. Вытесняется непонятный, неорганизованный бизнес, построенный на неправильной стратегии. Руководители целенаправленно и очень серьезно подходят к обучению своих сотрудников, приглашая специалистов из центрального региона страны.

Однозначно, ситуация меняется в лучшую сторону. Но все еще видно, что не хватает кадров. Это основная проблема по сей день, которую мы пытаемся и надеемся решить. Очень хотим внести свою лепту в это изменение. (улыбается)

 


«Отбросьте в сторону все сомненья, заполняйте анкету, принимайте участие в отборе, и добро пожаловать в нашу Школу бизнеса, где вас ждет совершенно новый подход в подготовке успешных предпринимателей!» — Абдулхаким Пахрутдинов.

 

Информация по прохождению теста и список необходимых документов можно найти здесь.

По вопросам обращаться по телефонам:
+7 (988) 213-70-00
+7 (964) 010-20-95

 

Беседовала: Асиль Бекиева

Фото: Султан Ширинбеков