Имя:
Email:
Сообщение:

Вы знаете британскую рок-группу Deep Purple? А их многолетнего солиста Иэна Гиллана? А вы поверите в то, что артист такого масштаба когда-то выступал в Махачкале?

 

Тележурналист Тимур Яшувов снял документальный фильм о концертах Иэна (Яна) Гиллана в Махачкале, которые состоялись в 1990-м году в рамках тура по Северному Кавказу. Картина расскажет о пребывании музыканта в столице Дагестана и раскроет любопытные факты, связанные с теми концертами. Для начала несколько слов об авторе:

 

Яшувов Тимур Камильевич
Тележурналист


Родился 18 октября 1983 года в Махачкале. По образованию – журналист, окончил отделение журналистики филологического факультета ДГУ. Женат, воспитывает маленького сына.

С 2007 по 2014 год являлся корреспондентом программы «Вести Дагестан» на телеканале ГТРК «Дагестан». Летом 2014 года пережил обширный геморрагический инсульт. В августе того же года ему сделали экстренную операцию с трепанацией черепа и удалением гематомы, после чего он две недели находился в коме, месяц в реанимации.

В сентябре был выписан домой с нарушениями речи, навыков письма и чтения. О профессиональной карьере журналиста и работе на телевидении на время пришлось забыть. Операция весной прошлого года и курсы реабилитации по индивидуальной программе помогли нашему герою улучшить нарушенные навыки.

 

— Тимур, расскажите, когда и как зародилась идея вашего фильма?

— Идея снять о приезде Гиллана в Махачкалу мне пришла в голову три года назад, когда я работал на телевидении. Однако на тот момент я собирался снять не фильм, а сюжет для информационной программы. Я уже начал искать героев – участников того события, но мои тогдашние планы нарушила коварная болезнь.

И вот, в прошлом году я пришёл к тому, что нужно продолжать делать то, что я умею. Тогда же подумал о том, почему бы мне не снять полноценный документальный фильм о приезде в Махачкалу легендарного музыканта. Осенью прошлого года я приступил к реализации своего замысла.

 

 

— Как вы сами узнали о том, что Гиллан посещал наши края?

— Был в Махачкале рок-бар «Экспресс». Заведовал им мой старший товарищ Зиявудин Ахмедов – человек, который является фанатом группы Deep Purple и, конечно же, не мог не присутствовать на концерте Гиллана. К слову, он далеко не последнее место занимает в моём фильме. Он – мой ключевой эксперт и консультант, без которого, наверно, и фильма бы не было.

Так вот, однажды мы с ним сидели в этом баре и разговорились о музыке. Вдруг он показывает рукой на огромный баннер с изображением Гиллана, который висел на стене, и спрашивает меня: «Ты в курсе, что он приезжал в Махачкалу?» После этой беседы я заинтересовался этой уникальной историей.

 

— Вы до этого снимали документальные фильмы?

— Нет, это мой первый фильм. Однако я имею, не побоюсь этого слова, колоссальный журналистский опыт. За годы работы на телевидении довелось снять большое количество новостных сюжетов. Хотя теперь я понимаю, что снимать документальные фильмы и сюжеты для информационных программ — совершенно разные вещи.

 

— Какая основная цель вашего фильма?

— У меня их две. Первая из них – моя личная. Занимаясь своим «детищем», я отвлекаюсь от болезни, и это мне здорово помогает в психологическом плане. Кроме того, снимая, я не вылетаю из профессиональной обоймы. Сами понимаете, я уже три года не работаю, и эти съёмки позволяют мне не терять квалификацию.

Вторая цель – это сохранение уникальной истории. Зрители, организаторы концерта Гиллана были приятно удивлены, когда стали узнавать, что я занимаюсь этим проектом. Но вместе с тем большинство из них признались, что никаких материалов они не сохранили, о чём теперь сожалеют. Тогда мало кто задумывался о сохранении этой истории.

Нехватка материала стала для меня основной проблемой при подготовке фильма. Фотографий было немного, а интервью с Гилланом, которое в тот год записал ведущий программы «Ракурс» Абдурахман Юнусов, полностью утеряно. Даже отрывка этого видео мне не удалось найти.

 

 

— А как вы решали эту проблему?

— Какие-то фотографии и видео всё же сохранились, и мне их любезно предоставили. Есть несколько интересных экземпляров, которые я приберёг для фильма, потому что они эксклюзивны. Сдвиг в положительную сторону произошёл после того, как Тимур Джафаров (прим: шеф-редактор газеты «Молодёжь Дагестана») записал со мной интервью, за что ему большое спасибо. Стали откликаться люди, предлагать свою помощь, приносить материалы. Сегодня (запись интервью проходила 20 сентября) мне обещали привезти оригинальную афишу 90-го года, которая висела в Махачкале. А на днях мой преподаватель Абдулкадыр Исаевич – зритель концерта Гиллана в Махачкале – предоставил мне слайд, где изображены участники той группы. Но, к сожалению, время не щадит ничего. Я распечатал фотографию, но она получилась некачественной.

 

— Насколько мне известно, в фильме примет участие и сам Иэн Гиллан. Расскажите, как вам удалось связаться с музыкантом?

— Звонит мне как-то Гиллан и спрашивает: «Не хочешь снять фильм обо мне?» Шутка. (улыбается) Когда я общался с людьми, которые непосредственно контактировали с Гилланом, так сказать, дотронулись до «звезды», я просил их рассказать о своих впечатлениях. Все, как один, говорили мне, что Иэн оказался очень простым человеком, который легко шёл на контакт. После этих рассказов в моей голове вырисовался образ неимоверно простого, очень доступного человека. Появилась убеждённость в том, что если даже я подойду к нему и предложу записать с ним интервью, он повернётся и скажет: «Давай, никаких проблем!»

Мне удалось найти электронную почту Гиллана, и на протяжении четырёх месяцев писал ему, но ответа не было. Я уже собирался плюнуть на всё, как в один прекрасный день зашёл на свою почту и вдруг, среди кучи непрочитанных сообщений, обратил внимание на письмо с незнакомого адреса – пишет некая Салли Лонг (Sally Long). Я удивился, открываю, а там текст на английском. Тут же перевёл, и оказалось, что писала мне помощница Гиллана. Она извинялась, что они так долго не отвечали. Так и завязалось наше знакомство.

Я объяснил Салли, что снимаю фильм про концерты Гиллана в Махачкале, и попросил её записать с Иэном небольшое интервью о том, помнит ли он о своём пребывании в Дагестане. Она согласилась и, к моей большой радости, сдержала своё обещание.

Позже я спросил у Салли, хочет ли сам Иэн увидеть картину, когда она будет готова? Она ответила, что он ждёт мой фильм. Мне стало очень приятно. Когда я закончу фильм, то обязательно переведу на английский язык и отправлю Иэну.

 

 

— Вы удивились такой отзывчивости?

— Знаете, я понял, что порой чем известнее человек, тем он проще, тем в нём меньше пафоса. Приведу ещё один пример: когда ушёл из жизни Честер Беннингтон, люди стали говорить о том, каким он был при жизни. Один московский журналист рассказывал, что его в молодости отправили на интервью с Честером. Ещё совсем «зелёный», он дрожал, стоя рядом с личностью такого масштаба. Тогда артист посмотрел на него, положил руку на плечо и сказал: «Всё будет хорошо, я сам волнуюсь не меньше тебя». Это яркий пример того, что не все «звезды» болеют пресловутой звездной болезнью.

 

— Какова продолжительность фильма?

— Интересных фактов очень много, но в первом фильме я постарался уложиться в 30-40 минут.

 

— В первом фильме? Значит, будет и второй?

— Да, я собираюсь снять и второй фильм – расширенную версию. Надеюсь, что в нём примут участие музыканты, которые приезжали к нам вместе с Гилланом. Кстати говоря, это был не Deep Purple. Он тогда собрал временную группу для гастрольного тура. Они уже в возрасте, но так же, как и Гиллан, продолжают карьеру. Я нашёл контакты ударника и гитариста, написал им всем, но они пока молчат. Было бы здорово, если бы и они приняли участие в фильме.

 

— На какие средства вы реализуете проект?

— Исключительно из своего кармана.

 

 

— Не пытались найти спонсоров?

— Пока нет. Если отзовутся спонсоры, я, конечно, соглашусь, почему бы и нет. Планирую отправлять мой фильм на различные всероссийские конкурсы, да и сам Гиллан его увидит – это хорошее подспорье для рекламодателей (смеётся). Но это ни в коём случае не коммерческий проект. Я не ставлю цель заработать на этой картине. Деньги мне нужны лишь для того, чтобы отбить затраты. Сейчас я не работаю по состоянию здоровья, поэтому приходится непросто.

 

— Где и когда зрители смогут увидеть ваш фильм?

— Презентовать картину я планирую в середине октября в Национальной библиотеке. Что касается телевидения, то ни с одним из каналов пока нет договоренности. Не хочу делить шкуру неубитого медведя. После презентации уже можно будет подумать об этом.

 

— Вы планируете продолжать снимать документальные фильмы?

— Да, это не последний мой фильм. После презентации картины о приезде Гиллана я планирую приступить к новому проекту. В своём следующем фильме я хочу рассказать об уникальном дагестанском художнике Хасбулате Юсупове. Он ушел из жизни в феврале 2015 и оставил после себя огромное творческое наследие.

В планах также у меня снять о проблеме нейрореабилитации в стране и у нас в Дагестане. Я сам регулярно езжу в различные реабилитационные центры, где общаюсь с множеством людей, которые пережили инсульты, черепно-мозговые травмы, поэтому не понаслышке знаком с этой темой.

 

 

Постскриптум

Как сказал наш герой, фильм он снимает исключительно на собственные средства. Однако вы – наш читатель – можете помочь Тимуру Яшувову в реализации его творческого проекта, перейдя по этой ссылке тут.

 

 

Материал подготовил: Зиявутдин Гаджиахмедов

Фото предоставлены из архива Тимура Яшувова