Имя:
Email:
Сообщение:

В новом материале мы решили познакомить наших читателей с человеком, чье необычное увлечение музыкой привело к внушительной коллекции грампластинок и созданию интернет-проекта «Дагмеломан».

 

Звукоснимающая игла проигрывателя медленно перемещается по краю черного блестящего диска. Теплое и мягкое звучание мелодии заполняет небольшую комнату шлейфом романтики и безмятежности и постепенно легкое потрескивание в динамиках передает дух того времени, когда музыку в звучании грампластинок можно было услышать в каждом доме.

 

 

«Послушайте еще вот эту мелодию», — говорит Георгий Трунов — искусный меломан и трепетный коллекционер — и с легкостью умелого фокусника заменяет пластинку на проигрывателе. 
Играет не компакт-диск, не колонки компьютера или динамик телефона. Играет оригинальная грампластинка 1970 года, которую выпустила «Мелодия» — старейшая в нашей стране компания звуковой индустрии. Таких у Георгия великое множество. В углу этой же комнаты – педантично расставленная коллекция разножанровых пластинок: джаз, лирика, блюз, рок и даже дагестанские мотивы. Последние у нашего героя в числе любимых.

 

 

«Я скорее не коллекционер, а меломан», — уточняет сразу Георгий. «Покупаю исключительно то, что слушаю. Для коллекционера же, наоборот, важны сами пластинки. К примеру, одна и та же пластинка разных изданий и года выпуска, но в нескольких экземплярах, непременно вызовет интерес коллекционера. Он приобретет их вне зависимости от того, что содержимое у всех одинаковое. Мне же гораздо важнее музыка, и черный виниловый диск не просто очередной экземпляр в моей коллекции — это уникальный артефакт, который приносит мне особое наслаждение».

Но надо отметить, что наш герой коллекционирует музыку не только на пластинках, но и на кассетах. Более того, свое знакомство с музыкой и последующее, как оказалось, серьезное увлечение, Георгий связывает именно с приобретением первой кассеты.

 

 

«Группа, творчество которой меня покорило, — «Машина времени». В 1983 году, будучи 14-летним подростком, я выкупил у своего приятеля кассету с песнями этой группы за 30 рублей. Сумма по меркам того времени немаленькая, но у меня как, наверное, у большинства советских детей, были некоторые сбережения. К тому же отец, видя мое фанатичное стремление овладеть кассетой, несколько помог с финансированием. Немногим позже у меня появился японский магнитофон. «Поворот», «Костер», «Синяя птица» — песни «Машины времени» одна за другой охватили чертоги моего разума. Тогда, по-видимому, я и начался как меломан. Ну а после первой кассеты пошла вторая, третья, потом и вовсе счет потерял… »

В годы юности Георгия музыкой увлекались многие, если не все. У каждого молодого человека обязательно был дома магнитофон и своя коллекция кассет, которыми обменивались, перезаписывали и продавали. Фирменные пластинки с записями зарубежных исполнителей тогда еще были дорогим удовольствием. В зависимости от популярности исполнителя ее цена варьировалась от 60 до 150 рублей. Для сравнения: зарплата преподавателя вуза в те времена доходила до 70 рублей. Но, несмотря на высокие расценки, пластинки все же приобретались, и Георгий часто с теплотой вспоминает то время, называя его чуточку безбашенным, но по-особенному интересным:

 

 

«У нас в Махачкале существовала некая биржа — это такое неформальное место, где молодежь менялась, продавала и покупала новинки зарубежных исполнителей. Сначала она была напротив Русского театра у существовавшего тогда Бюро ритуальных услуг, затем переместилась к памятнику Кирову. Тогда советскую музыку не слушал никто, и если бы я в компании ребят сказал, что слушаю, к примеру, «Землян», на меня непременно посмотрели, как на дурака. Слушать зарубежную музыку было в то время делом еще более сложным, в некоторых случаях запрещенным и даже опасным, но безумно модным, поэтому молодежь желала приобретать пластинки именно западных исполнителей. Только у какого-нибудь Васи появится новая суперкрутая пластинка, все меломаны бежали к нему, чтобы перезаписать, и даже становились для этого в длинные очереди.

 

 

При себе каждый из нас имел тетрадь, в которой вел собственные записи – писалось название исполнителя, название альбома, год и фирма издания. Сейчас у меня 3 исписанные 90-листовые тетради, и это – каталог моей юности. Так пластинки быстро перемещались из «рукава в рукав». Но век инновационных технологий беспощадно спровадил все эти пластинки, кассеты и магнитофоны. А вместе с ними и любителей биржевых тусовок. Однако не все так печально! За последние лет 10 я наблюдаю в некотором смысле возрождение виниловой культуры. И я это связываю с таким понятием, как «ностальгия». Поколение успешных сорокалетних людей, чьи юность и молодость прошли под звуки виниловой музыки, сегодня покупают себе немного прошлого».

 

 

Особое место в коллекции Трунова занимают пластинки дагестанских исполнителей. В то время как спрос на зарубежных исполнителей только возрастал, дагестанские композиторы пылились на полках магазинов и часто уценялись. В минуты всеобщей мании к запретной музыке Георгий не стал исключением, поэтому дагестанские мотивы в коллекции меломана появились значительно позже. Самая старая из них – музыка Мурада Кажлаева. Пластинка, которой нет ни в одном каталоге – композиции Ширвани Чалаева. Ну и, конечно, какая коллекция без произведений Расула Гамзатова – пластинка с песнями на стихи поэта тоже имеет место в коллекции.

«Я ищу все дагестанские пластинки по всему миру. Как ни странно, они и находятся в разных уголках. К примеру, здесь (Георгий берет один из экземпляров в руки, прим. редакции) Ширвани Чалаев поет со своей супругой. Она приехала к нам из Австралии. С трудом уговорил одного коллекционера вернуть ее на родину».

 

 

На вопрос, как коллекционер относится к современной музыке, он отвечает: «Никак. Если говорить о том, что популярно. Мне никогда не нравилось то, что нравится всем. Исходя из этих соображений, видимо и не возлюбил группу «Битлз». Сейчас особый интерес у меня вызывают, с подачи супруги, грузинские песни. Это джазовые блюзовые гитаристы. У меня даже есть отдельная коллекция грузинских пластинок. Песня о Тбилиси, ансамбли – «Аарера иверия», «Виа 75» – это все просто потрясающие вещи, но, наверное, надо быть любителем, чтобы с этим согласиться.
То же самое у меня с современной техникой. Я не знаю, чем это все лучше того, что предлагает нам современная техника», – объясняет Георгий, указывая на свою коллекцию. «Я не знаю ответа на этот вопрос. В моем случае очень важны даже тактильные ощущения. Одно дело пластинка – другое папка в телефоне. Пластинку ты держишь в руках, медленно ставишь на проигрыватель и наслаждаешься звучанием. Возможно ли такое с MP3-файлом в телефоне?»

Когда говоришь о меломане, часто представляешь себе увлеченного до фанатизма, одержимого музыкой человека, который и делает, что целыми днями слушает музыку и не устает. Наш герой развеивает мифы о меломанах. Он не слушает музыку исключительно в одиночестве, когда квартира пустая и ноты постепенно заполняют пространство – ему от этого тоскливо. Иное дело, когда дома есть кто, кто не мешает и не отвлекает. Он не проводит за этим занятием сутки и даже половину дня – в день одна-две записи, но так, чтобы погрузиться в композицию полностью. В малых дозах – наслаждение, считает меломан.

 

 

Поддерживает увлечение Георгия его супруга – Мадина Трунова. Коллекция пластинок для нее не ребячество, не глупость и нисколько, не угроза семейному бюджету. Она не будет шуметь, если видит, что Георгий слушает музыку, напротив, может посоветовать что-нибудь к воспроизведению. Во многих случаях сама Мадина даже являлась инициатором покупки новых коллекционных экземпляров.

«Мы познакомились случайно, на фестивале клуба любителей BMW. Я был участником клуба, а Мадина пришла как корреспондент от одной из махачкалинских газет. Одета она была весьма своеобразно, штаны на пять размеров больше, жуткая кофта, рюкзак с какими-то значками…. Но надо отметить, что если бы она была одета как адекватный человек, вряд ли бы удостоилась моего внимания. (смеется) Я долго наблюдал за ней и где-то украдкой даже пощелкал. Через недели полторы после нашего знакомства Мадина пригласила меня пообедать. Я отказал, потому что дело было летом – жара, выходить из дому с кондиционером ради того, чтобы пообедать с ней, да еще и платить по счетам — казалось мне сумасшедшей идеей. Я не пришел, в итоге она отомстила мне и вышла за меня замуж».

Вместе Труновы уже больше года ведут интернет-проект «Дагмеломан», где пишут о музыке, ее жанрах, об эксклюзивных пластинках и их обладателях, о меломанах и обо всем, что так или иначе связано с главным увлечением всей жизни Георгия Трунова.

 

Материал подготовила: Хадижа Курбанова

Фото: Султан Ширинбеков