Имя:
Email:
Сообщение:

Отныне водители автобусов и маршрутных такси города Махачкалы имеют право производить посадку и высадку пассажиров только на остановках. Своё отношение к новому порядку не высказал разве что ленивый. Мы тоже не остались в стороне.

 

Изменения норм и правил поведения на дорогах обречены на то, чтобы становиться злободневной и широко обсуждаемой темой, ведь так или иначе они касаются практически всех горожан. Достаточно вспомнить как трансформация проспекта им. Р. Гамзатова в пешеходную зону в выходные и праздничные дни разделила жителей Махачкалы на сторонников и противников этой затеи. В середине февраля назрели куда более масштабные реформы.

Отныне водители автобусов и маршрутных такси имеют право производить посадку и высадку пассажиров только на остановках. В противном случае им будет выписан штраф: за первое нарушение – 3 тысячи рублей, за второе – 5, за третье – 10, и так далее. Такой шаг призван нормализовать движение на дорогах, свести к минимуму количество проблемных зон и, в конечном счёте, уменьшить количество пробок. Своё отношение к новому порядку не высказал разве что ленивый. Мы же решили не вестись на эмоции, взять паузу и посмотреть, к чему всё это приведёт.

 

 

Водители

Рассмотрим ситуацию с ракурса главных участников дорожного движения — с водителей. Благо, эти люди всегда охотно готовы побеседовать с человеком, сидящим справа от них, и в красках выразить своё отношение к волнующим их процессам. Все, с кем мне удалось поговорить, отмечают, что такие изменения необходимы, и должны были они последовать уже давно. Однако, довольных не нашлось. Что же пошло не так?

Первая беда — недостаточное количество остановок и неравномерное их распределение. Как утверждают водители, в некоторых местах города остановки на каждом шагу, но есть участки, где расстояние между ними превышает 500 метров.

Мне стало интересно, а какова ситуация в других городах? Я наткнулся на любопытное исследование транспортной системы крупных городов России, проведённое Яндексом. Задержимся на пункте «Среднее расстояние между остановками».

 

Город

Среднее расстояние между автобусными остановками

Среднее расстояние между остановками маршрутного такси

Москва

800 метров

700 метров

Ростов-на-Дону

900 метров

1 километр

Нижний Новгород

1.1 километр

1.6 километров

Уфа

700 метров

2.7 километров

Санкт-Петербург

1.3 километра

1.3 километра

Екатеринбург

1.6 километров

1 километр

Омск

700 метров

2.2 километра

 

Возможно, такое сравнение не совсем корректное, так как дорожная сеть в этих городах отличается от махачкалинской: в нашем случае нет метрои трамваев. Тем не менее, цифры говорящие.

Вторая беда — «перегруженность» остановок. Многие из них переполнены легковыми автомобилями, и водителям маршрутного такси просто-напросто неоткуда подъехать и негде становиться. Вспомните хотя бы площадку перед кинотеатром «Октябрь». И тут мы можем сетовать на давнюю проблему нашего города — недостаточное количество парковочных зон. Попытка решения одной проблемы ярко выявило наличие другой.

Остановки переполнены (разумеется, не все), водители вынуждены останавливать на проезжей части, что опять-таки приводит к заторам. Замкнутый круг! Размокнуть его можно только создав дополнительные парковочные зоны и обязав автовладельцев оставлять своих «коней» в положенном месте. Тогда и волки будут сыты, и овцы довольны.

Третья беда — возмущающиеся люди. Привычку, выработанную годами, сложно изменить за полмесяца. И тут мы плавно переходим ко вторым участникам дорожного движения.

 

Пассажиры

Мы провели опрос, результаты которого показали, что 82 % людей положительно оценивают изменения, о которых мы говорим. Они верят и надеются, что ситуация на дорогах стабилизируется, движение станет более свободным, а доехать до пункта назначения можно будет быстрее прежнего. Отрадно, что подавляющее большинство положительно оценивают шаг к созданию цивилизованного города.

Более того, среди остальных 18 % немало тех, кто честно признаётся, что не рады изменениям, что они доставляют им неудобства, но они готовы с этим мириться. «Привычнее было останавливать на своём любимом месте, а теперь надо пройти дальше или ждать эту чёртову остановку. Негодую. Но придётся смириться», — говорит один из опрошенных; «Скажу, что это приносит удобство в силу привычки, но я думаю, всё к лучшему», — делится своим мнением другая собеседница.

Но есть и третья категория — группа категорически несогласных людей. Летом прошлого года мы уже писали про женское хамство, где подробно освещали эту тему. И вот теперь появился новый повод для женщиниз этой категории вновь продемонстрировать своё недовольное отношение к общепринятым канонам. Оно и понятно: штраф-то будет платить водитель, а какое ей до него дело?

Любопытно: стала бы взрослая женщинапытаться на ходу покинуть салон в удобном для неё месте, если бы её обязали после этого выплачивать половину штрафа? Полагаю, что нет. И «пытаться на ходу покинуть салон» — это вовсе не оборот речи, или результат наблюдения.

 

 

Объективные претензии

Отойдя от эмоций, попробуем увидеть, что же не устраивает или мало устраивает пассажиров. Самая популярная претензия — большие расстояния между остановками. Эту ситуацию мы разобрали выше, добавлю лишь одно: если даже между двумя остановками 500 метров, и вам не повезло оказаться ровно посередине между ними, то до ближайшей остановки нужно будет пройтимаксимум 250 метров. Не 500! Во всех остальных случаях прогулка предстоит ещё менее длительная. Катастрофа? Вряд ли. Наоборот, ваш организм скажет вам «спасибо».

Вторая по популярности жалоба заключается в том, что остановки плохо обозначены. Зачастую люди не понимают, где им ждать свою маршрутку, или в каком месте они могут высадиться из неё. Ночью и вовсе знаков практически не видно. Конечно, не сложно выучить все остановки возле своего дома, работы, учёбы и прочее. Но приехав в малознакомую местность, остаётся лишь угадывать, где остановка, ближайшая к месту прибытия.

Будем надеяться, что в скором времени во всех автобусах и маршрутных такси появится перечень остановок. А пока владельцы смартфонов могут прибегать к услугам приложения 2ГИС, в котором обозначены остановки на пути построенного маршрута.

А вообще, лишний раз убеждаешься в правоте, казалось бы, банальной фразы «Сколько людей, столько и мнений». Один говорит, что на дорогу у него теперь уходит меньше времени, вторая утверждает, что доезжать быстрее она не стала; третий считает, что пробок стало гораздо меньше, четвертый тут же заочно ему отвечает, что количество дорожных заторов лишь увеличилось.

 

Итог

Очевидно, что принятием одного закона и штрафами за его несоблюдение — проблему на дорогах не решить. Чтобы новые правила могли нормально прижиться, необходимо принять целый комплекс мер. Не стоит ждать, что в одночасье изменится то, что формировалась годами. Хочется верить, что работа будет продолжена: увеличат количество остановок, а главное — обозначат и благоустроят их, построят парковочные зоны, что позволит освободить остановки и так далее.

Но, при этом, и людям уже давно пора быть требовательными не только к власти, но и к самим себе. Конечно, привычно и удобно делать то, что нам хочется. Но именно потому, что мы так и делаем, мы живём в городе, где под ногами «винегрет» из пустых бутылок и фантиков, ввоздухе витают пакеты, а люди «влезают» в общественный транспорт посреди дороги, не только затормаживая движение, но и провоцируя аварийную ситуацию и подвергая опасности свою жизнь.

Завершая, хотелось бы дать вам забавную цитату моей коллеги: «Фраза «Остановите, где удобно» была изюминкой нашего народа». Эх, теряем мы свойственное нам своеобразие…

 

 

Постскриптум

Во время написания текста появилась информация о том, что по просьбе горожан, в Махачкале начата установка дополнительных дорожных знаков для остановок пассажирского транспорта.

 

 

Материал подготовил: Зиявутдин Гаджиахмедов

Иллюстрации: Асият Джабраилова