Имя:
Email:
Сообщение:

Хотим мы того или нет, признаем или не признаем, но мат стал очевидной и неотъемлемой частью как современной популярной культуры, так и наших с вами будней.

 

Если еще несколько лет назад можно было с уверенностью говорить о том, что дагестанцы не смеют использовать бранные слова в присутствии взрослых, женщин и детей, то сейчас это звучит как утопия и вызывает лишь ухмылку. Как с этим быть? Принять и переосмыслить сущность этого явления в нашей речи или бороться с ним, чтобы вернуться к добрым традициям? Конечно, это сугубо личное дело каждого отдельно взятого человека, и, как оказалось, мнения на этот счет тоже сильно разнятся. Доказательством послужит наша новая статья, в которой мы задали вопрос трем профессионалам – культурологу, лингвисту и психологу, каждый из них высказал независимое мнение. Потому читайте и решайте: мат или не мат?

 

Наида Акаева
Доцент кафедры общей и социальной психологии ДГУ, кандидат психологических наук, психолог-консультант Психологической службы ДГУ «Пси-фактор»

 

Нецензурная лексика в современном мире – самый распространенный способ выражения своего негативного отношения к человеку, предмету или к какой-либо ситуации. Более 80% граждан в той или иной форме хотя бы раз в жизни употребляли бранные слова, кто-то громко и во всеуслышание, кто-то тихо, шепотом, практически про себя. Отношение к матерщине и нецензурной лексике весьма неоднозначно и зависит чаще всего от среды, в которой человек живет или работает, нежели от социального статуса и возраста.

В психологической науке ненормативной или обсценной лексикой (от англ. obscene — непристойный, грязный, бесстыдный) называют бранную лексику различных языков, включающую грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат. Мат может как выражать спонтанную речевую реакцию на неожиданную ситуацию, так и являться своеобразным стилем общения. Каждый из нас слышал фразу: «Мы матом не ругаемся, мы на мате разговариваем».

Психология матерной ругани очень неоднозначна. Она имеет много сторон – психофизиологическую, социально-психологическую, культурную (лучше сказать: антикультурную), этническую, гендерную, манипулятивную, возрастную, эротическую окраску – в зависимости от ситуации и личностных особенностей людей, ее применяющих. Функции такой речи тоже могут быть разными. Мат может применяться с целью агрессии, адаптации, снятия стресса, утверждения командной роли, как средство усиления значимости речи, развлечения и так далее.

 

 

Есть самая простая разновидность нашей речи – аффективная речь. Так вот, мат, или нецензурная лексика, относится к аффективной речи. Аффект, в свою очередь, – это один из видов переживаний, с которым человек совладать не может. Обычно оно связано с биологическими, жизненными потребностями. По признанию мировой психологии, это единственный вид переживаний, которым человек управлять не может. Когда говорят аффективная речь, то, с одной стороны, подразумевают под ней густо насыщенную эмоциями речь, с другой стороны – речь, которая действительно бывает в состоянии аффекта.

Во время таких острых переживаний нужен выход эмоций. И чем пытаются оправдать мат? Этим выходом эмоций. Но в нашей культуре это стало уже не просто выходом негативной эмоции, а способом выражения себя.Негативная эмоция от одного сквернословящего человека переходит на другого, заражает его. Одной из особенностей аффективной речи является очень мощное воздействие на окружающих. Бранная речь ввиду своего происхождения — как выход эмоции — заразительна.

Люди чаще матерятся, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это судорога неуверенности в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Проще говоря, чем больше люди перепуганы, тем больше они матерятся! Но вы можете сказать, что есть много людей, которые матерятся вроде бы безо всякой видимой причины. В таких случаях причиной является другой страх, действительно невидимый и не сознаваемый самими «матерщинниками», но сильный: это страх собственной несамодостаточности, безотчётный страх того, что «я плохой», и что меня за это ждёт наказание.

Есть другое представление о том, почему люди матерятся: это представление о «дурном примере», от которого все родители хотят оградить своих детей. Кажется, что если ребёнок услышит «много новых слов» от приятеля, он захочет ему подражать и тоже начнёт материться. Это поверхностное представление. Ведь этот пример матерщины (и любой другой агрессии) предъявлен более-менее всем на свете детям и подросткам. Но все по-разному ему следуют, все с разной податливостью ему подчиняются. И с большим энтузиазмом ему следуют неуверенные в себе люди. Чем меньше чувство самодостаточности, тем больше желание сойти за своего.

Внешне это может выглядеть так, что отец матерится, сосед матерится, и поэтому наш пациент матерится. Но это не инфекция, которая передается воздушно-капельным путем. Эта «инфекция» передается иначе. Если отец матерится, значит, у него повышена агрессивность (то есть, как мы поняли, страх). А это в свою очередь означает, что отец мало принимающий, он не будет сильно вникать в состояние ребенка, да и жены. Поэтому ребенок будет чувствовать себя незащищенным, испуганным. Вот от этого у него будет потребность материться.

Интересны исследования воздействия мата на подсознание человека. В 70-х годах прошлого века было обнаружено, что в первые секунды после микростресса, вызванного матерной речью, любая информация усваивается человеком почти бесконтрольно. Получается, что матерная речь может быть использована для манипуляций человеческим сознанием.

К сожалению, в современной обыденности мат стал почти нормой нашей жизни. Нужно ли с этим бороться? Да! Всегда и везде, со всей решительностью и всеми доступными способами! Мат вреден для нашего здоровья! Он оправдан (иногда – и целесообразен) только при стрессе в чисто мужских сообществах. Но вреден и опасен в нормальной повседневной жизни.

 

 

 

Райганат Абакарова
Доктор философских наук, профессор кафедры Теории и истории религии и культуры Факультета психологии и философии ДГУ 

 

Известное изречение «О времена, о нравы» как нельзя лучше подходит при характеристике этической стороны речи молодежи в современном дагестанском обществе. Часто, даже недопустимо часто, молодежь в своей речи использует ненормативную лексику. Является ли тому причиной скудность мировоззрения или это дань моде? Если второе, то в таком случае есть надежда на то, что мода быстротечна. Исторически нормы морали горского кавказского общества накладывали табу на ненормативную лексику. Признаком уважительности и уважения к старшим было вежливое обращение и тактичные ответы на заданные вопросы. Современность отличается от прошлого тем, что в поведении молодых людей гораздо больше свободы. Однако вряд ли можно считать нецензурную речь признаком свободы. Скорее, это признак низкого уровня культуры и ограниченности (скудости) самосознания. Добро невозможно выразить ненормативной лексикой, а зло именно так и выражается.

Речь человека отражает его вербальный и невербальный образ/портрет. Использование формы и содержания речи характеризует социальный портрет данной группы. Личный успех молодого человека-специалиста зависит от того, насколько он умело выбирает и использует языковые средства, способствующие достижению поставленных задач коммуникации, соблюдает этикет общения в разнообразных коммуникативных ситуациях.

 

 

В современном обществе наблюдается широкое распространение употребления ненормативной лексики. Этому способствует несколько причин:

— заметно расширяется употребление нецензурной брани, сленга, заимствования из речи преступного мира.

— речь отражает уровень бессознательного, индивидуального и социального самосознания и ментальности.

В частности, студенты (по их собственному признанию) постоянно употребляют в своей повседневной речи нецензурную лексику и делают это с определенной периодичностью. Использование ненормативной лексики в своей речи, по мнению молодых людей, позволяет сделать ее более эмоциональной, живой, быть лучше понятым среди людей. Это оправдание, но не истинное положение дел. На мой взгляд, нецензурная лексика скрывает скудность языка и отсутствие образного и научного мышления.

Кроме того, ненормативная лексика употребляется в шоу-бизнесе, политике, СМИ, литературе, искусстве и обыденной речи. Наиболее существенной причиной проникновения ненормативной лексики в язык молодежи является размывание границ общепринятых духовно-нравственных ценностей, рост интолерантности, раскрепощение норм поведения и снижение культуры общения. Речь многих публичных людей, на которых молодежь ориентируется, далека от языкового идеала, она изобилует словесными штампами и косноязычием. Зачастую они оказываются «примером» невысокого уровня культуры общения.

Общение в социальных сетях и блогах также негативно влияет на формирование языкового вкуса студенческой молодёжи. Речь засоряется жаргонизмами, просторечиями, сокращениями, вульгарно-бранной и прочей ненормативной лексикой, что свидетельствует о низком уровне культуры общения и взаимоотношений.

Образованный, духовно и морально богатый человек не позволит себе проговаривать нецензурную лексику.

 

 

 

Асват Рамазанова
Лингвист, выпускница направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Факультета иностранных языков ДГУ

 

Наверное, ни одно другое общественное явление не выявляет двойные социальные стандарты и уровень бытового ханжества так, как нецензурная лексика. Если задать вопрос о том, что для людей более приемлемо: языковые ошибки или употребление мата, то симпатии практически единогласно оказываются на стороне тех, кто звОнит, заключает дОговор каждый квАртал, Одевает одежду и, ну, как сказать, не особо умеет красиво говорить. Основной причиной тому служит множество заблуждений, которые преследуют злосчастную обсценику только потому, что немногие отваживаются защищать само её существование (древнейшего, к слову, пласта языка). В числе самых распространённых заблуждений до сих пор фигурируют даже те, которые были не раз опровергнуты.

 

1. «Матом ругаются только необразованные маргиналы»

Как жаль, что у Александра Друзя нет времени сесть и подумать над своей необразованностью и маргинальностью. У американских учёных Кристин и Тимоти Джей время было, и результаты их исследования показали, что чем виртуознее человек использует нецензурную лексику, тем лучше он владеет языком вообще (журнал Language & Science, 2015).

 

1а. «Матом ругаются только зэки»

Не следует путать мат с феней. Язык, использующийся в криминальном мире, всё-таки классифицируется как жаргон.

 

2. «Матерщина – показатель низкой культуры, в том числе языковой»

Высокой культурой в разное время считались абсолютно разные вещи. Пару-тройку веков назад высшее общество сочло бы моветоном русскую речь в принципе. Языковая культура, к слову, заключается в правильном и целесообразном употреблении языковых средств согласно установленным нормам, а не употреблении слов, которые нормой не регулируются вовсе. Нам бы с малого начать, с укрощения собственной лингвистической гордыни. Жертвой языкового снобизма некоторое время становилось даже безобидное, в сущности, «кушать», но никак не грубейшие нарушения смысловой сочетаемости слов, которые можно наблюдать даже в современной прессе и образцах творчества, не говоря уже о разговорной речи. Что касается личной культуры человека, госпожа Раневская, чью культурность трудно оспорить, мудро считала, что лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью. Впрочем, и с этим не все согласны, особенно в обществах, где имидж – всё.

 

3. «Мат вреден для здоровья!»

Если мы только не говорим о здоровье астрального тела, тонких метафизических материй, нарушении гармонии струн родовой памяти и остальной эзотерике. Влияние употребления матерной лексики на вполне реальное и ощутимое физическое тело продемонстрировал проведённый учёными Кильского университета следующий эксперимент: испытуемые опускали руку в ёмкость с очень холодной водой и произносили либо крепкое словцо на свой вкус, либо совершенно обычное слово. Дольше руку смогли удержать в воде именно матерщинники, поскольку матерная реакция активировала адреналиновую реакцию, защитный механизм мобилизации организма в момент опасности (журнал NeuroReport, 2009).

 

 

Остальные возражения как то: «это неуважение к старшим/к женщине/к детям» можно собрать в одну «подкультурную» категорию. Помимо самого существования мата, есть вопрос норм его употребления. Нормализация употребления мата одними социальными группами и тотальный запрет употребления другими («ты же девочка») приводит как к усилению концентрата ханжества – получается, что вообще-то кошмар и нельзя, но если ты, предположим, мальчик и уронил на ногу молоток, то иногда можно – так и к обратной реакции намеренного, протестного, беспорядочного употребления обсценики, которое вредно и для самой обсценики со стилистической точки зрения.

Потеряв сакральный статус, обсценная лексика заняла экспрессивно-аффективную нишу эмоциональных штрихов, терапевтического эффекта, и изгонять её оттуда нет ни практического, ни идеологического смысла. Эвфемизмы, которые многие рекомендуют использовать вместо обсценной лексики, имеют забавную особенность, о которой нетрудно догадаться. Если долго употреблять эвфемизм, то он может просто пополнить список слов, от которых был призван нас защищать. Эвфемизм, ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему!

Субъективное восприятие обсценики в моём случае следующее. Я настолько нежно люблю и уважаю её, что оберегаю от тех, кто её ненавидит и презирает. В моём маргинальном и необразованном кругу общения, чуть более чем полностью состоящем из лингвистов и иных специалистов по работе с языком, обсценная лексика умеет вплетаться в литературную с определённым изяществом и глубоким чувством происходящего. Будучи человеком крайне вспыльчивым и эмоциональным, я всё же в состоянии мириться с чувствами людей, категорически не приемлющих такой способ реакции на окружающую действительность. Все мы взрослые люди, которым следует друг друга уважать, поэтому я знаю необходимые мне в минуту душевной невзгоды слова на девяти иностранных языках.

 

 

Учимся жить без мата

Мы привели примеры разных людей, и, как видите, они совершенно разнятся. И если вы спросите нас — материться или нет, то наш ответ однозначно нет, но если все-таки вы отдаете предпочтение ненормативной лексике в тех или иных жизненных ситуациях, то пусть это будет хотя бы уместно. Лично нам слышать вокруг позитивные и добрые слова так или иначе намного приятнее. А возможно ли жить без мата? Думаем, да, для этого даже есть несколько рекомендаций от психолога Наиды Акаевой, берите на заметку или не берите, выбор за вами:

 

Думайте. Приучите себя сначала обдумывать ответ, а уже потом говорить. Не высказывайтесь спонтанно.

Не отвечайте тем же. Никогда не отвечайте на ругательство, грубость матом. Вы обижены? Тогда не опускайтесь до низкого уровня вашего обидчика.

Читайте. Пополняйте ваш словарный запас. В этом поможет чтение книг. Не стоит использовать мат в качестве замены неизвестных слов, эпитетов. Зачем вам этот примитивный язык? Научитесь быть выше мата.

Держите себя в руках. Не позволяйте эмоциям владеть вами. Вы – хозяин положения. Ведите счёт промахам и победам. Заведите дневник. Записывайте туда каждый случай, когда вы были вынуждены ругаться. Это – ваша ошибка. Не забывайте отмечать и достижения: вы были уже на грани, но сдержались и не стали материться. Вы владеете собой, избавляетесь от вредной привычки.

Ищите альтернативу. Придумывайте забавные слова, используйте эвфемизмы, причудливую лексику. Считайте про себя до десяти, если ощущаете, что уже с трудом себя контролируете. Мысленно произносите ругательства собственного сочинения.

Тренируйтесь. Занимайтесь регулярно одним упражнением. Сядьте, сосредоточьтесь и вспомните основной мат, который вы использовали. Представьте, что всё это говорится в ваш адрес. Появилось неприятное ощущение? Вы поняли, что мат несёт только негатив? Упражнение можно прекращать. Постепенно вы привыкнете относиться к мату отрицательно, у вас возникнет необходимая стойкая ассоциация нецензурной лексики и ситуации, когда оскорбляют вас.

 

Материал подготовила: Асиль Бекиева

Иллюстрации: Асият Джабраилова